ИСТОРИЯ СВОИМИ РУКАМИ


Как знания предков пригодятся в военной службе? Где учат делать доспехи? Знают ли современные подростки имена исторических героев?

Об этом и многом другом мы беседуем с президентом Рязанской городской общественной организации «Историко-патриотический клуб «Артания» Олегом Михайловым.


ЧТОБЫ НЕ УДРАЛИ С РОДИНЫ

- Олег Викторович, говорят, ваш клуб - один из старейших историко-патриотических в Рязани. Как удаётся так долго держаться на плаву?
- Клуб появился в 1977 году, и вот уже 41 год я являюсь его бессменным руководителем. Поначалу организовал каскадёрское объединение «Ллойда». Вести занятия помогли навыки, полученные во время службы в армии, а именно - в разведке ВДВ. Скорее всего, это действительно был первый коллектив в Рязанском регионе, объединивший работу подростков и молодёжи в военно-патриотическом направлении. Бывшие ученики стали быстро становиться на ноги и создавали свои объединения. Но поскольку юридического статуса у них не было, брал их под своё крыло. Так, в 1999 году появилась общественная организация «Артания», объединившая 12 клубов и более 300 человек участников. Свои же силы я сосредоточил на работе историко-патриотического клуба «Артания».

- Какая главная цель занятий в клубе?
- Сразу скажу, что точной исторической реконструкцией мы не занимаемся, поскольку это достаточно трудоёмкое и дорогое занятие: домотканая материя, ручные швы… Полный реконструированный исторический костюм обходится в сумму от 50 000 до 100 000 рублей. А наш, стилизованный, из обычной ткани, с покупной тесьмой, сшитый на машинке - в 5 000 рублей. Но главная наша цель другая - подготовить ребят к службе в армии, дать историко-патриотическое воспитание. С патриотизмом у нас не всё так хорошо, как хотелось бы. Иногда спрашиваю у молодёжи: «Если на нас нападут враги, что будете делать?» Отвечают: «Уедем куда-нибудь подальше». И никому в голову не приходит остаться защищать Родину, землю, где жили наши предки. Впрочем, вести работу приходится не только с детьми. В клубе занимаются около 50 человек совершенно разного возраста - от 12 до 60 лет. Бывает, придёт ребёнок на занятия с родителями, тричетыре года походит и меняет интересы. А родители у нас остаются. В клубе есть мастерская для работы по металлу, коже, дереву, стеклу, швейный цех. Кто-то с удовольствием шьёт исторические костюмы и аксессуары, кто-то делает стеклянные бусы по оригинальной старинной технологии, работает с металлом или с кожей, тренируется в стрельбе из лука. Можно сказать, что в общем и целом мы изучаем историю своими руками. Что касается физической подготовки, ребята и взрослые проходят специальный курс выживания по армейской системе fm 12/24v (подготовка войск ВДВ).


КОЛОРИТ ЕСТЬ, СТИМУЛА НЕТ

- Военно-патриотические клубы и клубы исторической реконструкции власти часто подключают к проведению общегородских и областных праздников, фестивалей. Есть ли у вас к этому стимул? Или участвуете ради имиджа?
- Имидж у нас уже есть. Мы держим связь с единомышленниками из многих регионов России, выезжаем участвовать в фестивалях (недавно были на Всероссийском военно-историческом фестивале «Слово о полку Игореве» в Ростовской области), показательных выступлениях, в турнирах по стрельбе из лука, фехтованию. Что касается нашего региона, действительно, клуб участвует в празднованиях Дня города, 8 Марта и 23 Февраля, выступает во время народных гуляний на Масленице, не говоря уж о профильных мероприятиях - «Битве на Воже», «Русских ристалищах» и других. Однозначно, наше присутствие на каждом празднике создаёт определённую атмосферу, придаёт ему исторический колорит. Но, к сожалению, сотрудничество исторических клубов с городскими и региональными властями практически сошло на нет. Если раньше власти охотно софинансировали организацию фестивалей (мы, например, на днях провели турнир лучников «Стрелы предков»), выделяли материальную помощь на покупку призов победителям, предоставляли спортзалы для занятий, то последние два-три года мы всего этого лишились. Большинство клубов «увядает» буквально на глазах. Уж не говорю о собственных помещениях. В этом смысле клубам нашего профиля всегда приходилось где-то ютиться, к кому-то «цепляться». А в Коломне, например, другая ситуация. Там город посчитал нужным отдать клубам часть крепости, чтобы таким образом развивать этот объект как туристический. Разумеется, на возмездной основе.

- Не пробовали получить грантовую поддержку? Может, как раз в историко-патриотическом направлении.
- Есть некоторые задумки, но я их держу при себе, поскольку реализовывать их сейчас не целесообразно. Уже много лет, например, лелею мечту о том, чтобы построить драккар (ладью) и совершать походы по Оке, соблюдая, конечно, все исторические реалии интересной нам эпохи. А именно - VII - XII веков. Кроме истории Древней Руси нас интересует воинское искусство Скандинавии (я склонен считать, что искусство боя к нам пришло именно из этой страны) и традиции степняковлучников. Кстати, в истории Рязанского края присутствуют все три компонента, поэтому с краеведением наша работа также пересекается.

«РЫБУ ЛОВИМ КОРЗИНАМИ»

- Как же древние реалии соотносятся с современной подготовкой к армии и воспитанием патриотизма?
- Знания и умения наших предков могут нам быть полезны и сегодня. Например, что делать, если боец сломал лыжу, а вокруг снегу по пояс и мороз 30 градусов? Нужно делать снегоступы. Из чего? Снять кору, связать ветки, как это делали много веков. Что делать помимо перевязки в случае кровотечения? Курс по выживанию даёт ответ и на этот вопрос: искать кровоостанавливающие травы - подорожник, крапиву, сныть. Щи из последней, между прочим, в несколько раз полезнее, чем из щавеля. Даже чтобы несколько дней прожить в антуражной палатке на фестивале и при этом полностью выдержать стиль, нужно иметь определённые навыки. Например, пищу мы готовим на костре. В ход идут только исторически корректные продукты, например, каши, мясо. Рыбу на уху ловим при помощи остроги либо корзин. Корзины плетём, опять же, сами, из ивняка. Учимся собирать и сушить грибы и ягоды. Из походов, как правило, возвращаемся с запасами на зиму.

- Молодёжь часто обвиняют в незнании своей истории. Вы с этим согласны? Часто ли приходится объяснять какие-то моменты?
- На каждом шагу. Спрашиваю, кто такой Денис Давыдов, - не знают. А кто такой Дзержинский? Не знают. Ну, ладно. Простейший вопрос: Ленина знаете? Одни тянет руку: Ленин был архитектором, который построил мавзолей на Красной площади. Всё, занавес. Работа с историческими материалами в игровой форме помогает, насколько это возможно, исправить ситуацию.

Галина ГОРБУНОВА
Аргументы и Факты-Рязань № 23, 2018 г.
WWW.RZN.AIF.RU